Наверх

От Байкала до Амура…

Дата публикации: 27 Декабря 2018 Распечатать

История ООО «ЦУП ВСТО» (дочернее общество ПАО «Транснефть») неразрывно связана с крупнейшей в мире трубопроводной системой «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО). ЦУП ВСТО, созданный в декабре 2005 года специально для управления строительством ТС ВСТО, и спустя 13 лет реализует проекты, направленные на развитие трубопроводной системы.

В самом начале 2018 года ЦУП приступил к финальной стадии расширения мощностей трубопроводной системы – строительству нефтеперекачивающих станций №2,5,7 в Иркутской области. После того, как в декабре 2017 года предприятие начало реализацию первого этапа проекта расширения – в эксплуатацию были сданы нефтеперекачивающие станции №3,6,9 -  мощность трубопроводный системы выросла до 70 млн тонн нефти в год. Строительство станций №2,5,7 - завершающий этап в проекте расширения ТС ВСТО до максимальной производительности в 80 млн тонн нефти в год.

Уложившись в жесткий график короткого северного лета, строители возвели основные здания и сооружения трех новых НПС, замкнули тепловой контур, запустили в работу новые котельные.

Сейчас на НПС ведется прокладка инженерных сетей и установка оборудования: вентиляции, систем пожаротушения, электрических сетей в зданиях и сооружениях.

Несмотря на суровый северный климат, хватает дел и на открытом воздухе. Монтаж ограждения, проведение наружного и охранного освещения, строительство кабельных и совмещенных эстакад, монтаж трубопроводов наружных инженерных сетей – все это не зависит от температурного режима, а у строителей каждый день на счету. Уже в апреле-мае начнется предварительная приемка службами эксплуатации помещений, гидравлические испытания технологических трубопроводов и резервуаров, комплексное опробование магистральных насосных агрегатов, систем оповещения, пожаротушения и другие пусконаладочные работы.

В тысячах километров от Иркутской области, на Дальнем Востоке ЦУП ВСТО реализует еще один проект, по расширению второй очереди ВСТО (участок от НПС №21 Сковородино до нефтепорта Козьмино) до 50 миллионов тонн нефти в год. Уже приобрели свои очертания будущие НПС №23,26 и32. На действующей НПС №27, которая после реконструкции получит собственный резервуарный парк, возводятся гигантские стальные емкости для хранения нефти.

Проектом расширения мощности ВСТО-2 предусмотрена модернизация ряда действующих нефтеперекачивающих станций. На площадках НПС №34 и №41 специалисты начали строить резервуары противопожарного запаса воды, кроме того, здесь проводится расширение пропускной способности узлов предохранительных клапанов.

Финишируют оба проекта расширения ТС ВСТО практически одновременно. Двойной экзамен ЦУП ВСТО предстоит выдержать осенью 2019 года.

Проверку, подобную этой, предприятие уже успешно проходило в уходящем году. В 2018 году было получено разрешение Министерства строительства Хабаровского края на ввод в эксплуатацию нефтепровода-отвода «ТС ВСТО -Комсомольский НПЗ».

Протяженность нефтепровода составила 293 км, проложенных в сложнейших условиях болотистых и обводненных районов Хабаровского края. Нефтепровод преодолел 139 водных преград, четыре из них крупные – это реки Сельгон, Харпи, Алькан и Хевчен, через которые построены подводные переходы. Также построены три нефтеперекачивающие станции с резервуарным парком объемом 80 тыс. кубометров. Реализация проекта позволила обеспечить поставку нефти на Комсомольский НПЗ по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» в объеме до 8 млн тонн в год.

В этом же регионе ЦУП ВСТО реализует еще один сложный проект – строительство подводного перехода ВСТО-2 через реку Амур в Хабаровском крае. В ноябре 2018 года предприятие завершило протаскивание дюкера на основном русле дальневосточной реки.

Работы по протаскиванию дюкера (подводная часть трубопровода) длиной 2786,4 метров велись 8 дней. Разработка подводной траншеи продолжалась с мая по октябрь 2018 года.

Подводный переход ВСТО-2 через р. Амур (резервная нитка) считается одним из самых протяженных на магистральных нефтепроводах России. Общая протяженность резервной нитки подводного перехода через р.Амур составляет 34,5 километра. Это ширина пойменной части реки в месте перехода, которая в период разлива скрывается под водой. Кроме перехода основного русла имеется еще 8 малых водных преград. На пяти из них, расположенных на правом берегу, уже уложены дюкеры, к работам на остальных переходах строители приступят в предстоящий зимний период.

Все эти проекты реализованы или реализуются на огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Каждый из них обладает своими особенностями, к каждому, как говорят строители, нужно «подобрать свой ключик». Тем не менее, эти проекты объединяют неизменно высокие требования к качеству и срокам строительства, которые предъявляются на всех объектах ПАО «Транснефть».

Евгений Сергеев

"Российская газета"