РЕЗЕРВНЫЙ ПЕРЕХОД

Дата публикации: 07 Июня 2018 Распечатать

Едва Амур освободился от ледяного покрова, на месте будущего подводного перехода ВСТО-2 на воду встали необычные суда. «Пылесосы» - так между собой окрестили их рабочие. (ФОТО) Только собирать им предстоит не пыль и грязь, а тысячи тонн грунта, расположенного под толщей воды. С помощью этих «пылесосов», правильно называемых «земснаряды», началась разработка подводной траншеи.

СПРАВОЧНО:

Земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ. При разработке подводной траншеи на реке Амур применены земснаряды землесосного типа, используемые на мягких грунтах I-IV класса. Изъятая порода транспортируется на отвалы через плавучий пульпроводов, либо на передвижных баржах. 

«Основную нитку перехода через Амур также разрабатывали земснарядами, – говорит Александр Севастьянов – начальник участка строительства №18 ООО «ЦУП ВСТО». – Их применение целесообразно в том случае, когда предстоит выемка значительных объемов грунта. Представьте, здесь траншею нужно заглубить на 9, а местами и на 14 метров. В верхнем своем створе раскрываемость (ширина) траншеи достигает 100 метров. В общей сложности, нам предстоит изъять 1 200 000 м куб грунта. Шестую часть этого объема земснаряды уже выработали».

При планировании работ на подводном переходе строителям пришлось учитывать множество факторов. И сезонность схода ледяного покрова, и крутой нрав самой реки, которая в период разлива может преподнести неприятные сюрпризы. Так было в 2013 году, когда Амур поднялся почти на метр, затопив многочисленные поселки. Досталось тогда даже улицам Хабаровска. Поэтому все наземные объекты подводного перехода – камеры пуска-приема средств очистки и диагностики, узлы запорной арматуры еще на стадии проектирования вынесены на безопасную высоту, с учетом возможного подъема реки.

«Ширина основного русла реки немногим более 2500 метров, – говорит Александр Севастьянов, - но весь подводный переход – свыше 34,5 километров. Дело в том, что в месте перехода у Амура множество притоков, стариц. И в период половодья вся эта площадь скрывается под водой. Поэтому кроме перехода основного русла имеется еще 8 малых водных преград. На пяти, расположенных на правом берегу, уже уложены дюкеры, к остальным приступим в зимний период 2018-2019 годов».

Справочно:

Дюкер - участок нефтепровода, прокладываемый на пересечении с искусственным или естественным препятствием: под руслом реки или канала, под авто- или железной дорогой. Как правило, дюкер состоит из нескольких труб, которые предварительно свариваются в «нитку» («плеть») и затем укладываются в подготовленную траншею.

14 «плетей» будущего дюкера для основного русла Амура дожидаются своего часа на берегу. Их начали готовить еще в феврале. Трубы сваривались в «нитки» по 200 метров. Каждый сварной шов подвергся многократным контрольным проверкам на качество соединения. Кроме того, еще предстоит провести внутритрубную диагностику «плетей», изоляцию стыков, монтаж балластирующих устройств. Сваривать между собой плети будут непосредственно при протаскивании. В подводную траншею дюкер длиною 2785 метров должен лечь в первой декаде сентября.

Российская Газета-Хабаровск