Наверх

СОЕДИНЯЯ БЕРЕГА

Дата публикации: 09 Августа 2018 Распечатать

Почти два месяца продолжается разработка подводной траншеи на основном русле реки Амур в Хабаровском крае. В месте, где согласно проекту, пройдет резервная нитка подводного перехода ВСТО-2. За это время, на берегах реки выросли высокие холмы из грунта, поднятого со дна реки. Помещенный в специально отведенные места – карты намыва, этот грунт пролежит здесь до заключительного этапа строительства – укладки дюкера. После чего грунт вернут в реку, засыпав им подводную часть нефтепровода.

«Можно сказать, что сейчас преодолели своеобразную психологическую отметку в 1 миллион тонн грунта. Всего же нам предстоит вынуть и переместить свыше 1 320 тыс. тонн грунта – рассказывает Александр Севастьянов – начальник участка строительства №18 ООО «ЦУП ВСТО.»

Высокого темпа разработки траншеи удается придерживаться благодаря применению земснарядов. Три специальных судна, предназначенные для проведения дноуглубительных работ, уже разработали около 2000 из 2785 метров (более 70 %) подводной траншеи.

СПРАВОЧНО:

Земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ. При разработке подводной траншеи на реке Амур применены земснаряды землесосного типа, используемые на мягких грунтах I-IV класса. Изъятая порода транспортируется на отвалы через плавучий пульпроводов, либо на передвижных баржах. 

«Основную нитку перехода ВСТО-2 через Амур, которая расположена в полукилометре от этого места, также разрабатывали земснарядами,– говорит Александр Севастьянов. Их применение целесообразно в том случае, когда предстоит выемка значительных объемов грунта. Представьте, здесь траншею нужно заглубить на 9, а местами и на 14 метров. В верхнем своем створе раскрываемость (ширина) траншеи достигает 100 метров.»

Ширина основного русла реки немногим более 2500 метров, но весь подводный переход – свыше 34,5 километров. Дело в том, что в месте перехода у Амура множество притоков, стариц. И в период половодья вся эта площадь скрывается под водой. Поэтому кроме перехода основного русла имеется еще 8 малых водных преград. На пяти, расположенных на правом берегу, уже уложены дюкеры, к остальным строители приступят в зимний период 2018-2019 годов.

«Амур - своенравная река, с непростым характером. Нам пришлось столкнуться с постоянными скачками уровня воды в реке - говорит Александр Севастьянов – начальник участка строительства №18 ООО «ЦУП ВСТО. Сначала уровень упал ниже проектных величин. Пришлось корректировать работу земснарядов, их маршрут движения вдоль траншеи, замерять глубины в месте работ, чтобы при перестановке технических судов не посадить их на мель. Но справились без ЧП. Теперь гидрологи прогнозируют подъем реки, т.к. прошли сильные дожди в бассейне Амура. Но мы к этому готовы».

При планировании работ на подводном переходе строителям пришлось учитывать множество факторов. И сезонность схода ледяного покрова, и крутой нрав самой реки, которая в период разлива может преподнести неприятные сюрпризы. Так было в 2013 году, когда Амур поднялся почти на метр, затопив многочисленные поселки. Досталось тогда даже улицам Хабаровска. Поэтому все наземные объекты подводного перехода – камеры пуска-приема средств очистки и диагностики, узлы запорной арматуры еще на стадии проектирования вынесены на безопасную высоту, с учетом возможного подъема реки.

К завершающему этапу – протаскиванию дюкера – строители подводного перехода приступят в начале осени. Сам дюкер, полностью готовый, дожидается своего часа на берегу. 14 «плетей» начали готовить еще в феврале. Трубы сваривались в «нитки» по 200 метров. Каждый сварной шов подвергся многократным контрольным проверкам на качество соединения. Провели внутритрубную диагностику «плетей», изоляцию стыков, монтаж балластирующих устройств. Сваривать между собой плети будут непосредственно при протаскивании. В подводную траншею дюкер длиною 2785 метров должен лечь в первой декаде сентября.

СПРАВОЧНО:

Дюкер - участок нефтепровода, прокладываемый на пересечении с искусственным или естественным препятствием: под руслом реки или канала, под авто- или железной дорогой. Как правило, дюкер состоит из нескольких труб, которые предварительно свариваются в «нитку» («плеть») и затем укладываются в подготовленную траншею.

Евгений Сергеев

Российская газета-Хабаровск