Наверх

ФИНАЛЬНАЯ ТРОЙКА

Дата публикации: 19 Января 2018 Распечатать

В Иркутской области началось строительство трех нефтеперекачивающих станций. Новые НПС – последние в проекте расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО) до 80 млн тонн нефти в год. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию станций ТС ВСТО выйдет на максимальную производительность по перекачке нефти. Строительство НПС №2,5,7 поручено дочернему обществу ПАО «Транснефть» - ООО «ЦУП ВСТО».  

Сейчас на месте будущих НПС работают лесорубы. Площадки трех новых станций №2,5,7 нужно подготовить к началу работ по возведению зданий и сооружений НПС –  очистить территорию от пней и кустарника.  

- Конечно, с одной стороны, новое строительство ведется не в глухой тайге: после первых строек ВСТО уже проложены и сам нефтепровод, и вдольтрассовые проезды, и линии электроснабжения. И это в определенной степени облегчает задачу заказчикам и подрядчикам, - констатируют в ЦУП ВСТО. - Но с другой стороны, надо понимать, что площадки под НПС находятся вдали от имеющихся коммуникаций. Так или иначе, к каждой нефтеперекачивающей станции необходимо спроектировать и построить подъездные дороги, объекты внешнего электроснабжения, в том числе линейную часть и подстанции. Необходимо расчистить территорию, возвести вспомогательные сооружения, строительные городки. Кроме того, все районы, где планируется строительство, характеризуются резко континентальным климатом с очень низкими температурами зимой и высокими летом.

Все три новых объекта расположены в Иркутской области. В Чунском районе, на 131 км ТС ВСТО строится НПС №2. Можно сказать, строителям этой станции повезло - в 23 км крупный поселок Чуна, с собственным железнодорожным узлом.

НПС №5 в транспортной доступности расположена столь же выгодно. В 18 км – один из крупнейших городов области - Железногорск-Илимский, через который проходит ВСЖД. Кроме того, в 25-ти км протянулась федеральная трасса «Вилюй» (автодорога «Братск - Усть-Кут»).

Самый удаленная от обжитых мест площадка НПС №7 расположилась на 723 км ТС ВСТО. С одной стороны, рядом есть поселок Верхнемарково, но данный населённый пункт в схеме доставки грузов не участвует. Ближайший крупный населённый пункт, инфраструктура которого используется при строительстве объекта – Усть-Кут, расположен на расстоянии 183 километров по вдольтрассовому проезду

СПРАВОЧНО

Строительство НПС №2,5,7 станет завершающим этапом в проекте расширения ТС ВСТО до максимальной производительности в 80 млн тонн нефти в год. В декабре 2017 года ЦУП ВСТО реализовал первый этап Расширения – сдал в эксплуатацию нефтеперекачивающие станции №3,6,9, построенные также в Иркутской области. После пуска НПС№3,6,9 мощность трубопроводный системы выросла до 70 млн тонн нефти в год.

Первоочередные задачи, стоящие перед строительными штабами ЦУП ВСТО в эти зимние месяцы, - не только обеспечить очистку площадок от леса, но и поставить временные жилые городки. Модульные здания с уже построенных НПС №3,6,9 перевозятся в разобранном состоянии и собираются на месте.

По оценкам специалистов ООО «ЦУП ВСТО», на этапе подготовительных работ (до начала строительства зданий и сооружений) наибольшей сложностью характеризуются работы на площадке НПС №5. Здесь самая большая площадь (94,7 га) территории, где необходима вырубка леса и расчистка. Для сравнения на НПС №2 и НПС №7 эти площади 67,1 га и 42,6 га, соответственно. Кроме того, на объекте НПС №5 предусмотрено строительство самой длинной (из трёх объектов) подъездной автодороги, протяжённость которой будет составлять 19,4 км. На эти работы отводится довольно короткий срок, т.к. уже на февраль намечено начало работ по вертикальной планировке площадок НПС. А на весну запланирована разработка котлованов для устройства фундаментов зданий и сооружений.

Нужно отметить, что ЦУП ВСТО накопил колоссальный опыт строительства нефтеперекачивающих станций в суровых условиях Восточной Сибири. Поэтому планы по возведению станций просчитываются с учетом всех возможных рисков. Что позволяет строить станции в рекордные для таких условий сроки. К примеру, схожие по проектным решениям НПС №3,6,9 были построены менее чем за два года.

Евгений Сергеев

Коммерсант Иркутск